на главную         
Василий Суриков
Суриков Биография Картины Эскизы   Рисунки Хроно   Музеи М.Нестеров Гостевая
Статья Бенуа  Рогинская  Пикулева  Маковский  Островский  Н.Шер  Г.Чурак Ф.Волынский  Арт-сайты
Воспоминания  Волошин  Глаголь  Минченков  А.И.Суриков  Тепин  Репин Кончаловская  Ченцова

Галина Пикулева. Творчество Василия Сурикова

  
» Живая память потомков
» Дом на Благовещенской
2 - 3
» Дорога в Академию
2 - 3 - 4 - 5
» «Вселенские сборы»
2 - 3
» «Утро стрелецкой казни»
2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7
» «Меншиков в Березове»
2 - 3 - 4
» Поездки в Европу - 2
3 - 4
» «Боярыня Морозова»
2 - 3 - 4 - 5 - 6
» «Затмение» в судьбе
2 - 3 - 4 - 5
» «Покорение Сибири...»
2 - 3
» «Переход Суворова...»
2 - 3 - 4
» Рубежи века - 2 - 3 - 4
5 - 6
» Человек - мера всех картин
2 - 3 - 4
Суриков   

Глава вторая - Дорога в Академию художеств, продолжение

В каникулы 1873 года он приехал в Красноярск и провел неделю в доме на Благовещенской улице. Вместе с братом обошел город, в городском саду любовался китайской беседкой, предназначенной для танцевальных вечеров. С радостью разглядел, как вытянулся в рост Александр, пушком покрылись его щеки, по-юношески заблестели глаза. Теплые впечатления сразу вылились в лирический акварельный портрет. Петр Иванович Кузнецов увез своего подопечного в степной край, где Суриков подлечивал кумысом простуженные в сыром петербургском климате легкие. Не расставаясь с кистью, он сделал в селах Узул-Джул, Аскиз, Изантуль этнографические зарисовки «Укрощение степных лошадей у минусинских татар», «Минусинские татарки». Вместе с путевыми пейзажами «Деревня у подножия гор», «Матур. Панорама реки» они вошли в альбом, который стал подспорьем в работе художника над большими полотнами.

Академический Петербург потребовал от возвратившегося из летней поездки студента других качеств в учебе. Взамен импровизационной манеры следовало погрузиться в выполнение программных листов на мифологические темы: «Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде», «Изгнание из храма торжников», «Евангельская притча о богаче и нищем». Старания Сурикова на библейском поприще были отмечены ежегодной стипендией в 350 рублей. 5 марта 1874 года он вывел уверенной рукой: «Я здоров, дела по искусству очень хорошо идут. В субботу, на нынешней неделе буду работать на золотую медаль. Вчера на экзамене получил премию во 100 рублей за эскиз "Пир Валтасара". Профессора остались очень довольны им».
Суриков проявил в этом учебном полотне знание коренных этапов мировой истории. «Страстно увлекся я сначала далеким античным миром и больше всего Египтом», - рассказывал он позднее писателю Сергею Глаголю. - Величавые суровые формы памятников, переживших тысячелетия, казались мне полными необычайного очарования. Затем как-то незаметно место Египта занял Рим с его охватившею полмира властью и, наконец, - воцарившееся на его развалинах христианство». В выбранном для экзамена «Пире Валтасара» академист воплощал падение некогда могучей Вавилонской цивилизации. Изучив в музеях архитектуру Передней Азии, он развернул действие картины во дворце Навуходоносора, тронный зал которого был облицован глазированным кирпичом желтого, черного, белого, голубого цветов. Здесь в окружении льстивых придворных и гедонистических наложниц восседал вавилонский правитель Валтасар, предавашийся усладам вина и эротическим ласкам. Оторвав взор от пьянящего кубка, он внезапно прочел вспыхнувшую на стене надпись: «Мене, текел, фарес» и потребовал от пророка Даниила истолковать ее смысл. Ясновидец произнес: «Отмерено, взвешено, разделено». Отмерянным часам наслаждений наступал неизбежный конец. Вавилон был завоеван персами, а его царь погиб.

Репродукция произведения Сурикова была помещена в журнале «Всемирная иллюстрация» за 1875 год, где давалась оценка его труда: «От молодого таланта, умеющего заключить так много смысла и идей в рамку срочного эскиза, вправе ожидать мы многого в будущем». Художественная критика ждала рождение второго «великого Карла» - продолжателя традиций Карла Брюллова, на грандиозном холсте которого земные страсти поглощались лавиной необратимой космической катастрофы. В знойных небесах «Пира Валтасара» вспыхивала молния, сотрясавшая до этого полотно «Последний день Помпеи». В охваченных мистическим ужасом фигурах греховных вавилонцев поражало сходство с античными беглецами, тщетно молившими богов о спасении от разбушевавшейся стихии. Сближению с творчеством Карла Брюллова способствовали занятия в Академии, которые вел его брат Александр Павлович Брюллов, имевший звание профессора по архитектуре. Он одобрял чертежи, составленные Суриковым в архитектурном классе и поощрял с помощью премий, так что по слову его студента, он «всегда был при деньгах». Александр Брюллов являлся блестящим мастером акварели, выполнившим по просьбе Пушкина утонченный портрет его Мадонны и жены - Натальи Николаевны Гончаровой. Это явилось еще одним стимулом для акварельных работ Сурикова. В 1874 году его картина «Милосердный самаритянин» удостоилась малой золотой медали. «Всемирная иллюстрация» в своем обзоре очередной академической выставки обратила внимание на суриковскую композицию, отметила заключавшуюся в ней простоту концепции, силу типов, ум, «просвечивающийся в общем и деталях». Художник обратился к библейской притче о путнике-самаритянине, странствовавшем в пустыне и повстречавшем человека, ограбленного разбойниками и погибавшего от жажды. Сосуд с родниковой водой, протянутый его слугой-негром, возвращал умиравшего к жизни. Истина о побеждавшей силе добра, по отзыву биографа художника Якова Тепина, решалась в реалистической стилистике: «Больной, самаритянин и негр-слуга написаны на солнце убедительно и красиво по тонам и силуэтам». В этом сказывалось умение работать на открытом воздухе, наблюдения за дневным светом и тенями, которые Суриков предварительно вел во время поездки с Кузнецовым в родные места.

В копилку студента за годы пребывания в Академии художеств попало достаточное количество наград. В декабре 1871 года он получил малую серебряную награду за рисовальный этюд с натуры, в октябре 1872 года - малую серебряную медаль за рисунок, в марте 1873 года - большую серебряную медаль за живопись, в мае 1873 года - большую серебряную медаль за рисунок. Он вправе мог рассчитывать на поощрение его дипломной работы «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста». «Первые века христианства с его подвижниками и мучениками, фигуры вдохновенных проповедников новой веры и их страдания на крестах и на аренах цирков - все это влекло к себе величием и силой своего духа», - говорил позднее Суриков писателю Сергею Глаголю. Для экзаменационного изображения он выбрал эпизод из жизни и деяний ученика Христа - апостола Павла, который считался автором четырнадцати посланий, вошедших в Новый Завет. Вместе с апостолом Петром он основал христианскую церковь. За праведные высказывания Павел был схвачен и казнен римским императором Нероном.


следующая страница »

"Я, как и в молодости, продолжаю восхищаться огромным талантом Сурикова и уверен, что его значение в русском искусстве так же, как значение великого Иванова, Левитана, Серова, как многих истинных великих людей нашей родины, будет незыблемо, вечно..." (Михаил Нестеров. Москва, 1938)


Суриков


Василий Суриков, artsurikov.ru © 1848-2014. Все права защищены. Пишите письма: mail (собака) artsurikov.ru
Копирование или использование материалов - только с письменного разрешения Василия Сурикова


Rambler's Top100