на главную         
Василий Суриков
Суриков Биография Картины Эскизы   Рисунки Хроно   Музеи М.Нестеров Гостевая
Статья Бенуа  Рогинская  Пикулева  Маковский  Островский  Н.Шер  Г.Чурак Ф.Волынский  Арт-сайты
Воспоминания  Волошин  Глаголь  Минченков  А.И.Суриков  Тепин  Репин Кончаловская  Ченцова

Книга Галины Чурак. Василий Суриков

» Первая
» Вторая
» Третья
» Четвертая
» Пятая
» Шестая
   
  
Букет
Василий Иванович Суриков обладал редчайшим даром «прозрения» прошлого. В своих исторических произведениях он умел воссоздавать самый «дух» минувших эпох и устанавливать таинственную связь между днем нынешним и ушедшим в вечность. В отечественной истории его влекли эпохи переломные, события трагические, судьбы неординарные, характеры сильные. Решительный поворот головы, дерзкий и вместе с тем внимательный взгляд, непокорные пряди черных волос, внутренняя энергия - таким предстает Суриков в «Автопортрете» 1879 года. «Родом он был из Красноярска... небольшой, плотный, с широким вздернутым носом, темными глазами, такими же прямыми волосами, торчащими над красивым лбом, с прелестной улыбкой, звучным голосом. Умный-умный, со скрытой тонкой сибирской хитростью, он был неуклюжим молодым медведем, могущим быть, казалось, и страшным и невероятно нежным. Минутами он бывал прямо обворожительным», - записала свои первые впечатления от облика Сурикова Вера Зилоти, старшая дочь Павла Третьякова. Художнику тридцать лет. Еще не написаны «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове», «Взятие снежного городка». Даже «Утро стрелецкой казни» - его первая большая картина, обратившая к начинающему живописцу пристальные взгляды современников, только задумана, и к ней лишь собирается исторический и художественный материал. Однако, глядя на «Автопортрет», чувствуешь, какая бездна таланта и творческой страсти сосредоточены в этом молодом человеке. Это уже вскоре обнаружится в мощных живописных созданиях его исторических полотен.
«Появление его в художественном мире с картиной «Казнь стрельцов» было ошеломляюще, - вспоминает другая дочь Третьякова, Александра Боткина, - никто не начинал так. Он не раскачивался. Не примеривался и как гром грянул этим произведением».
Первого марта 1881 года в доме князей Юсуповых на Мойке открылась очередная, 9-я выставка Товарищества передвижников. День этот вошел в российскую историю, как один из самых трагических - бомба народовольцев унесла жизнь императора Александра II. Но завершились траурные дни, и с нетерпением ждавшие открытия Передвижной выставки любители искусства были вознаграждены встречами с истинными шедеврами, авторы которых властно входили в историю отечественной культуры. Рядом с портретами М.П.Мусоргского и А.Ф.Писемского работы Ильи Репина, «Аленушкой» Виктора Васнецова, пейзажами Алексея Саврасова и Ивана Шишкина посетители увидели картину никому еще не известного живописца Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни», непостижимым образом соединившую трагедию России прошлого и нынешнего дня. Его имя стало настоящим открытием. А картина по завершении выставки обрела свое постоянное место в Лаврушинском переулке, в галерее Третьякова, уже в то время воспринимавшейся общественным сознанием как самое значительное в России собрание национальной живописи.
...Раннее осеннее утро занимается над Москвой, в зыбкий холодный туман погружена Красная площадь, заполненная телегами, лошадьми, стрельцами, их женами и детьми. И кажется, глухой стон отчаяния и протеста перекатывается от Лобного места и Собора Василия Блаженного к стенам Кремля, разбиваясь о плотно сомкнутые ряды петровского войска. Молодой царь усмиряет взбунтовавшихся стрельцов. Реформы Петра, всколыхнувшие Россию, коснулись и преобразования армии. Один за другим поднимались бунты стрельцов, недовольных нововведениями царя-реформатора. Последнему из бунтов, произошедшему в 1698 году, и посвятил Суриков свою картину. Ряды виселиц вдоль Кремлевской стены напоминают о неминуемости трагической развязки. «Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь», - объяснял Суриков смысл картины. Горящие свечи в руках стрельцов как символ прощания с жизнью: догорает свеча - угасает и жизнь человека. Солдат-преображенец уже ведет к месту казни первого стрельца; поникла его голова, опущены плечи, едва тлеет свеча, упавшая из рук на землю. В каждом из ожидающих казни - седом ли старике, или угрюмо, словно «в себя» глядящем чернобородом стрельце, или в том, что склонился в последнем поклоне, по-своему прорываются протест и непокорность. Но самый открытый, дерзкий и отчаянный характер видится в облике рыжебородого стрельца, взгляд которого встречается со взглядом Петра. На этом противостоянии Суриков и строит психологический стержень разыгрывающейся перед нашими глазами драмы. Стоит ли задавать вопрос, какой из противоборствующих сторон сочувствует художник? Он протестует вместе со стрельцами, сострадает горю их жен, матерей, детей, размышляет и оценивает происходящую трагедию взглядом иностранного посла. Но он же смотрит на бунтовщиков и гневным взором молодого царя, за которым будущее России. Силой художественного воображения Суриков воскрешает эпизод Петровской эпохи, воспринимая ее как трагическую полосу отечественной истории, в которой народ - страдательная сторона, взывающая не только к пониманию, сочувствию, но и преклонению перед мужеством, стойкостью и силой характеров. Такими художник видит стрельцов в своей картине. Вместе с сострадающими им людьми, заполнившими Красную площадь, они олицетворяют вечно непокорный бунтарский дух народа.

Драматическая сила полотна выражена равно и в психологической убедительности образов, и в выразительности живописной ткани произведения. Картина благородна своей сдержанностью. Здесь нет ни одного эффекта ради эффекта, нет психологических «пережимов». Волей мастера все соединено в целостный художественный образ. Сквозь мглистый холодный рассвет прорывается тревожное горение свечей. Их мерцающие огоньки усиливают восприятие цвета красных кафтанов, шапок, платков, одежды боярина в свите Петра. Разлитый то тут, то там по картине алый цвет заставляет вспомнить о близящемся финале. «Никогда не было желания потрясти, - признавался художник. - Всюду красоту любил». Она открывалась для Сурикова не только в выразительности лиц или характеров, но в самых обыденных, даже прозаических вещах - расписных дугах, шершавом дереве бортов телег, сверкающих «чистым серебром» железных полозьях колес, облепленных землей. «Когда я телеги видел, я каждому колесу готов был в ноги поклониться, - говорил он. - И вот среди всех драм, что я писал, я эти детали любил». Временами детали казались художнику самым главным из всего, что его увлекало в картине. Живопись в ее чистом проявлении - в радующем глаз узоре парчовой одежды, ситцевой юбки или лужи, блестящей на разъезженной дороге и смешанной с вязкой грязью - уравновешивает трагическое начало его исторических полотен.

 Этапы пути:   Первый Второй Третий Четвертый Пятый Шестой Седьмой Восьмой Девятый Десятый

следующая страница »

Рекламный блок наших партнеров:
•  Записаться на ультразвуковая чистка лица тут - https://ice-face.ru/ultrazvukovaja-chistka-lica/.
•  Восстановление зубного ряда на имплантатах Astra Tech премиального шведского производителя.

"А как любил Суриков жизнь! Ту жизнь, которая обогащала его картины. Исторические темы, им выбираемые, были часто лишь "ярлыком", "названием", так сказать, его картин, а подлинное содержание их было то, что видел, пережил, чем был поражен когда-то ум,, сердце, глаз внутренний и внешний Сурикова, и тогда он в своих изображениях - назывались ли они картинами, этюдами или портретами - достигал своего "максимума", когда этому максимуму соответствовала сила, острота, глубина восприятия."


Суриков


Василий Суриков, artsurikov.ru © 1848-2014. Все права защищены. Пишите письма: mail (собака) artsurikov.ru
Копирование или использование материалов - только с письменного разрешения Василия Сурикова


Rambler's Top100