на главную         
Василий Суриков
Суриков Биография Картины Эскизы   Рисунки Хроно   Музеи М.Нестеров Гостевая
Статья Бенуа  Рогинская  Пикулева  Маковский  Островский  Н.Шер  Г.Чурак Ф.Волынский  Арт-сайты
Воспоминания  Волошин  Глаголь  Минченков  А.И.Суриков  Тепин  Репин Кончаловская  Ченцова

Галина Пикулева. Творчество Василия Сурикова

  
» Живая память потомков
» Дом на Благовещенской
2 - 3
» Дорога в Академию
2 - 3 - 4 - 5
» «Вселенские сборы»
2 - 3
» «Утро стрелецкой казни»
2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7
» «Меншиков в Березове»
2 - 3 - 4
» Поездки в Европу - 2
3 - 4
» «Боярыня Морозова»
2 - 3 - 4 - 5 - 6
» «Затмение» в судьбе
2 - 3 - 4 - 5
» «Покорение Сибири...»
2 - 3
» «Переход Суворова...»
2 - 3 - 4
» Рубежи века - 2 - 3 - 4
5 - 6
» Человек - мера всех картин
2 - 3 - 4
Суриков   

Живая память потомков

Художник жив, пока жива молва о его произведениях. Добрая мудрость постигается в зале картин Василия Ивановича Сурикова в Третьяковской галерее. Людские ручьи стекаются к «Утру стрелецкой казни», «Боярыне Морозовой», «Меншикову в Березове». Пространство перед грандиозными полотнами подобно народному вече, где звучит разноязыкая речь, где каждый обретает самостоятельную точку зрения на историю государства Российского. Умудренные сединами ветераны приводят младых отроков, взирающих на зрелище былых страстей их соотечественников как на собственное предначертание судьбы. Да и без опеки старших к суриковским полотнам торопятся подростки, позабыв о звенящих в карманах мобильных телефонах и ожидающих дома компьютерных играх. Здесь под звоны храмовых колоколов все присутствующие перевоплощаются в действующих лиц игры, именуемой национальной драмой, где нет правых и виноватых, где все равно ответственны за пути и распутья Отечества.
Долгие годы жизни и деятельности русского живописца Василия Ивановича Сурикова связаны с Москвой. Его творческая биография увенчана памятником, воздвигнутым на Пречистенке лицом к лицу с Академией художеств. Его именем назван ведущий художественный институт, выпускники которого с гордостью говорят: «Мы - суриковцы». В родном городе художника - Красноярске земляки создали музей, который вводит в атмосферу сибирского быта семьи Суриковых. В экспозиции находятся фотографии, картины, переданные близкими родственниками. Большую лепту внесли в формирование музейных фондов Ольга Васильевна Сурикова и ее муж Петр Петрович Кончаловский. В усадьбу на Благовещенской улице приезжала писательница Наталья Петровна Кончаловская - автор мемуарной книги «Дар бесценный», она передала на хранение работы деда и его личные вещи. В наши дни корни прадеда ощущает Никита Сергеевич Михалков, вникающий в дела музея и оказывающий материальную поддержку.
Еще при жизни мастера Максимилиан Волошин, Сергей Глаголь, Яков Тепин перенесли на бумагу его рассказы о красноярском детстве, академической учебе в Петербурге, участии в выставках Товарищества передвижников, поездках по России и Европе. Изобразительная мастерская Сурикова анализируется в искусствоведческих трудах и учебниках по истории искусства. Выпущен в свет том писем и воспоминаний современников о встречах со знаменитым художником. Можем ли мы полагать, что феномен суриковской кисти, проявившейся с мощной силой в рубежный период конца девятнадцатого - начала двадцатого века, вполне изучен и осмыслен? Вступившее в реальность двадцать первое столетие утверждает новые эстетические понятия, нам предстоит определить, какое место в этом наступательном процессе занимает наследие отечественной культуры. Дабы в очередной раз не обрушивать его с корабля современности и с обоснованных позиций считать фундаментом наших духовных воззрений. Ибо без осознания опыта минувших эпох не откроется плодотворная перспектива развития общества. Обращенное к читателям документальное повествование проникнуто заветом Василия Ивановича Сурикова: «Слушайте, слушайте глагол седых времен».


следующая страница »

Рекламный блок наших партнеров:
•  Выбрать памятник на могилу ребенку с сердцем или ангелом в каталоге с фото.
•  Основным этапом геодезической разбивки осей является вынос в натуру точек проекта.

"Рассказывали, как Василий Иванович в последние годы жизни, когда знаменитая картина ("Христос" Иванова) была уже в лучших условиях, стояла в помещении с верхним светом приходил в Румянцевский музей за час, за два до его закрытия, и, одинокий, оставался перед картиной, стоял, садился, снова вставал, подходил к ней вплотную, впиваясь в нее, ерошил свои волосы и с великим волнением уходил домой, чтобы опять прийти, опять насладиться, приходить в смущение и восторг от того, что видел своим духовным оком, оком творца "Морозовой", "Меншикова", "Ермака"...


Суриков


Василий Суриков, artsurikov.ru © 1848-2014. Все права защищены. Пишите письма: mail (собака) artsurikov.ru
Копирование или использование материалов - только с письменного разрешения Василия Сурикова


Rambler's Top100