Галерея картин и русунков русского художника Василия Сурикова.
В 1915 году Суриков выставил "Благовещение" - свою последнюю крупную работу.
Лето 1915 года Василий Иванович провел на юге, в Крыму. Он много загорал, подымался в горы. Такие нагрузки оказались слишком тяжелыми для его больного сердца. 6 марта 1916 года Сурикова не стало. Последние слова великого художника были: "Я исчезаю...".
Значение Сурикова если и громадно для всего русского художества в целом, то не отдельно для кого-либо из художников.
Учеников и последователей он не имел, да и не мог иметь, так как то очень нужное, чему можно было выучиться из его картин, не укладывалось в какие-либо рамки и теории.
Его картины действовали непосредственно на всех, но ни на кого в отдельности..."
В лучшую свою пору Суриков был, безусловно, свободен, творил единственно охваченный вдохновением, выражал лишь самого себя, не глядя ни на какие теории и принципы.
Потому-то скорее всего его можно причислить к последней группе русских художников, к безусловным индивидуалистам нашего времени.
Суриков явился еще в начале 80-х годов первым предвозвестником их, но тогда никто не понял этого его значения.
Любопытно, что в то время передвижники считали его за своего, так как им удавалось со свойственным остроумием подкладывать и в грандиозные, широко задуманные эпические творения Сурикова тенденциозный, чуть ли не обличительный смысл.
В их объяснении получалось, что Суриков изобразил в Меншикове, в Стрельцах и в Морозовой жертвы произвола тирании и темного суеверия.
Автопортрет. 1910
Искушение Христа. Академическая программа. 1872
Казак с ружьем. Рисунок с картины Покорение Сибири Ермаком. 1901
Странник. Эскиз к картине Боярыня Морозова
Красноярский бунт 1695 года. 1902
Палач. Иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова. 1891
Петр I перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро в 1702 году. 1872
Казаки. Этюды фигур для левой части композиции Покорение Сибири Ермаком. 1819
Голова Суворова. 1898
Степан Разин. Этюд-вариант головы для картины Степан Разин. 1910
Пугачев. Набросок для неосуществленной картины. Бумага, графитный карандаш, тушь. 1911
Казак-гребец. Этюд для картины Покорение Сибири Ермаком. Бумага, акварель. 1892
Покорение Сибири Ермаком. Эскиз композиции. Бумага, акварель, графитный карандаш. Около 1891
Казаки. Этюд для картины Покорение Сибири Ермаком. Бумага, акварель, тушь, кисть, перо
Боярыня Морозова. Эскиз композиции. Бумага, карандаш, итальянский карандаш
Покорение Сибири Ермаком. Эскиз композиции. Бумага, графитный карандаш, акварель
Меншиков в Березове
Боярыня Морозова. Эскиз первоначальной композиции. Рисунок из Дорожного альбома
Голова Меншикова в профиль. Нижняя часть лица. 1882
Киргиз. Этюды головы для картины Покорение Сибири Ермаком. 1894
Голова солдата в треуголке. Эскиз для картины Переход Суворова через Альпы. 1898
Юродивый, сидящий на земле Набросок для картины Боярыня Морозова
Женские фигуры, странник, юродивый. Эскиз к картине Боярыня Морозова. 1881-1887
"Разумеется, Суриков - русский художник. Он не чувствует и не любит абсолютной красоты форм, и он в погоне за общим поэтическим впечатлением подчиняет чисто формальную сторону содержательной. Несомненно, это слабое место в его творчестве. Но уже за то ему спасибо, что он сумел пренебречь ложной, академически понятой красотой форм, а главное, за то, что он сумел, отдаваясь вполне своему вдохновению, найти что-то совершенно своеобразное, новое, как в рисунке, так и живописи и в красках. По краскам не только «Морозова», но все его картины прямо даже красивы. Он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи." (А.Н.Бенуа)