Галерея картин и русунков русского художника Василия Сурикова.
В творчестве Василия Сурикова доминирует повелительная убежденность галлюцината.
Он действительно видит прошлое, варварское, кровавое, жуткое прошлое России и рассказывает свои видения. Рассказывает так выпукло, так ярко и вдохновенно, словно не знает различия между сном и явью.
"Все, что существует - сон. Все, что не сон - не существует", - словно говорит Суриков.
Эти видения-картины фантастическим реализмом деталей и цельностью обобщающего настроения вызывают чувство, похожее на испуг.
Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника, и бред его кажется вещим. Правда исторической панорамы становится откровением.
В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души...
В этом своем фантасмагоричном погружении Суриков уже подобен Достоевскому, а также своим более юным последователям - Врубелю и Блоку.
Юродивый, сидящий на земле Набросок для картины Боярыня Морозова
Покорение Сибири Ермаком. Эскиз композиции. Бумага, графитный карандаш, акварель
Казаки. Этюды фигур для левой части композиции Покорение Сибири Ермаком. 1819
Голова Суворова. 1898
Киргиз. Этюды головы для картины Покорение Сибири Ермаком. 1894
Странник. Эскиз к картине Боярыня Морозова
Меншиков в Березове
Палач. Иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова. 1891
Казак с ружьем. Рисунок с картины Покорение Сибири Ермаком. 1901
Казак-гребец. Этюд для картины Покорение Сибири Ермаком. Бумага, акварель. 1892
Борьба добрых духов со злыми. 1875
Покорение Сибири Ермаком. Эскиз композиции. Бумага, акварель, графитный карандаш. Около 1891
Петр I перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро в 1702 году. 1872
Боярыня Морозова. Эскиз композиции. Бумага, карандаш, итальянский карандаш
Автопортрет. 1910
Голова солдата в треуголке. Эскиз для картины Переход Суворова через Альпы. 1898
Голова Меншикова в профиль. Нижняя часть лица. 1882
Женские фигуры, странник, юродивый. Эскиз к картине Боярыня Морозова. 1881-1887
Пугачев. Набросок для неосуществленной картины. Бумага, графитный карандаш, тушь. 1911
Искушение Христа. Академическая программа. 1872
Степан Разин. Этюд-вариант головы для картины Степан Разин. 1910
Казаки. Этюд для картины Покорение Сибири Ермаком. Бумага, акварель, тушь, кисть, перо
Красноярский бунт 1695 года. 1902
Боярыня Морозова. Эскиз первоначальной композиции. Рисунок из Дорожного альбома
"Разумеется, Суриков - русский художник. Он не чувствует и не любит абсолютной красоты форм, и он в погоне за общим поэтическим впечатлением подчиняет чисто формальную сторону содержательной. Несомненно, это слабое место в его творчестве. Но уже за то ему спасибо, что он сумел пренебречь ложной, академически понятой красотой форм, а главное, за то, что он сумел, отдаваясь вполне своему вдохновению, найти что-то совершенно своеобразное, новое, как в рисунке, так и живописи и в красках. По краскам не только «Морозова», но все его картины прямо даже красивы. Он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи." (А.Н.Бенуа)