П.М.Третьяков. Москва, 9 февраля 1895
Дорогой Василий Иванович!
Дело устроилось так: десять тысяч можете получить тотчас, хотите - в Петербурге или в Москве по возвращении, как желаете; десять - 2 января 1896 года, и десять - 2 января 1897 года, т.е. значит менее чем через два года. Сегодня уезжаю в Петербург, возвращусь в понедельник и опять буду в Петербурге к открытию выставки.
Преданный Вам П.Третьяков
В.В.Стасов. Петербург, Зима 1896
Многоуважаемый Василий Иванович, посылаю Вам свою статью о нынешней передвижной выставке, где, конечно, Вы играете большую роль. Весной буду и я сам в Москве, да, вероятно, Вас уж там не будет? Черкните мне, пожалуйста, теперь хоть несколько строк: куда и когда уезжаете, где будете жить и что будете нынче летом писать, какую картину. Вы знаете, как мне все интересно, что до Вас и Ваших будущих картин касается. Так же - когда воротитесь опять в наши края, т.е. в Москву и Петербург? А наконец, не приметесь ли Вы однажды за картину сибирскую (кроме «Ермака») - картину из жизни ссыльных, поселенцев, каторжных? Должно полагать, что тут у Вас вышло бы нечто самое превосходное, судя по Вашему «Острогу» и тем людям, что спят на нарах в Вашем рисунке к рассказу Л.Толстого, на который я никогда не мог довольно налюбоваться!
Так вот-с, напишите мне, пожалуйста, хоть несколько строк о Ваших планах и намерениях - мне они так дороги! Разумеется, чем больше напишете, тем мне радости больше будет!
Жму Вашу руку. Ваш всегда В.Стасов
В.И.Анучин. СПб, 14 октября 1901
Дорогой Василий Иванович.
Напраслинны Ваши подозрения, и нашего с Вами Красноярска я не разлюбил, и писать «Красноярский бунт» не раздумал - только вот обстоятельства сложились - некуда хуже!
План трагедии остался все тот же, он материалом диктуется. А вот набросал первое действие и окончательно убедился, что труд будет напрасным, т.к. ни в какие цензурные рамки пьеса не войдет: слишком она бунтарская. Смягчить - и невозможно, да и не хочу. Придется, как я уже говорил Вам, отложить эту работу до лучших времен, а если она наступят нескоро, напишу трагедию под старость для посмертного издания, - пусть наши внуки радуются.
Для верности клянусь Такмаком и Черной Сойкой, трагедия будет написана!!
Ну, а Вашу картину «Красноярский бунт» воистину нет никаких причин откладывать! Ведь это будет такой же шедевр, как и «Утро стрелецкой казни», - и наш Красноярск прославится и в ширь России и в глубь веков.
Материалами же я и впредь, конечно, делиться буду со всем усердием младшего брата.
В данный момент могу сообщить:
1. Ваш пращур Суриков Петр действительно принимал в бунте очень активное участие - это доказывается документально.
2. Добыл план старого Красноярска, копию которого при сем прилагаю.
3. Великая удача! Нашел детальное описание боевого знамени красноярских казаков. Прилагаю.
4. Покровская церковь стояла на том же самом месте. Она была деревянная, точно такая же, как церковь в селе Спас-Вежи в Костромской губернии (только одноэтажная). Фотографический снимок с последней у Вас есть - я помню: лежит она (он) у Вас в маленькой холщовой папке на круглом столе.
5. Дом Михаила Злобина (отца) стоял близ алтаря Покровской церкви. Приблизительно там теперь стоит маленький домишко, в котором всегда парикмахерская.
6. Относительно одежды. Платье краснояры шили русским покроем, но ткани были китайские и бухарские!
7. Краснояры пили чай (из китайских деревянных чашек) и курили табак (трубка манчжурского типа) на много раньше московитов.
8. (Вашему особому вниманию!!) Арины - союзники Красноярских бунтарей не были калмыковатыми и не в пример тобольским татарам на Вашем «Покорении Сибири» летом не носили меховых одежд. Опять китайские ткани, отнюдь не исключая бархата и шелка. Толпа цветисто-яркая.
Очень огорчительно, что Вы еще не остановились на сюжете. Я решаюсь настаивать, что для картины наиболее подходит момент изгнания воеводы («отказ в воеводстве») - и Вы как будто были согласны с этим. Почему же раздумали?
Если хотите, я пришлю Вам набросок первого действия пьесы, там эта сцена дана.
Теперь пару слов относительно Вашего «больного вопроса». Я так же, как и Вы, недолюбливаю царя Петра - слишком у него руки в крови, но я все-таки не могу отрицать и того, что стрелецкое движение является реакционным с точки зрения исторического процесса.
Задайтесь вопросом: что бы было если б стрельцы одержали верх?
|