П.П. Кончаловскому. Москва, 3 марта 1910
Дорогой Петя!
Получил сейчас ваше письмо и сообщаю, что я выеду 11 марта (русского), пишу портрет (в платке голубом) княгини Щербатовой, не той, какую вы знаете, не музея Исторического. Очень интересное бледное лицо. Выезжаем так же, как и вы, в 6V2 часов вечера.
Заграничный паспорт уже достал. Ужасно хочется со всеми вами, милыми, повидаться. Успеем и в Испанию съездить. Увижу скоро и «маленького» и душечку Наташечку!
Будем гулять. Лена кое-какие книги берет. Не знаю, брать ли ящик от красок с собой? Пожалуй, лишний багаж, - в Париже достать можно.
Скажите Оле, что расписание ее у нас есть и будем поступать по ее указанию. Значит, 14-го вечером в Париже будем. Пошлем телеграмму» только не знаю, откуда.
Портрет кончу 10 марта, сегодня 3-е.
Поеду в осеннем пальто, а снизу надену фуфайки. Лена тоже в осеннем пальто.
Хорошо, чтобы вы нас встретили на вокзале в Париже.
Любящий вас В.Суриков.
Олечку и детей целую.
О.В.и П.П. Кончаловским. 9 июня 1910
Здравствуйте, дорогие Олечка, Петя, Наташа и Миша!
Итак, мы на даче! Но что это за дача! На самом верху низенькая комната для Лены и у меня еще меньше. Но воздух для Лены прекрасный. Я-то поеду в Харьков в имение Харитоненки и пробуду там дней 10. А потом, может быть, в Крым. Завтра едем с дачи искать квартиру, покуда не разобрали.
После Испании-то страшная здесь скука, скука подмосковная, с решетчатыми заборчиками! Но все же не вечно. Одна утеха. Отвык я от этой гадости. Как-то вы поживаете? Наверно, есть поэзия. Малюткины загорели теперь, должно быть, сильно... Нет! Я еду завтра в Харьков. Тут холодно и телу и душе. Погода холодная, и лес кругом. Я хочу жары и простора. Лена боится, что в Харькове холера. Но и холера теплее московской дачи.
Папа
О.В.и П.П. Кончаловским. Москва, 4 августа 1910
Здравствуйте, дорогие Олечка, Петя, Наташечка и Миша!
Вчера я возвратился из Ставрополя, около Самары. Лето хорошо провел. Работал мало, да и ничего не было там особенного. Все это я уже писал и знаю.
Завтра едем с Леной искать фанеру. Думаю, что, не предъявляя особых требований, можно найти обывательскую.
Как-то вы поживаете в Испании? Судя по газетам, там идет война против клерикалов.
Да думаю, трудно их спихнуть, как и отменить бой быков. В кровь въелось. Петя, наверно, еще побывал в Барселоне и видел какого-нибудь Бомбиту. Душечки, должно быть, повыросли. Увидимся осенью. Ма-люткин и Наташечка-бомбошечка, наверно, загорели сильно.
Без меня приходил Машков. Лена говорит, что очень скучает без дела. Что в Малаховке напишешь, разве заборы только да симметричные сосенки с березочками.
Скучно тут. Я хотя немножко отдохнул на волжском просторе. Пишите почаще.
Целую вас всех.
Папа
Д.И.Толстому. Москва, 3 декабря 1910
Многоуважаемый и дорогой граф Дмитрий Иванович!
Сдаюсь на вашу просьбу и завтра разворачиваю картину «Степан Разин», чтобы осмотреть ее, так как она была свернута более года. Я, собственно, не принадлежу ни к Союзу, ни к передвижникам, то нельзя ли мою картину не причислять ни к какой группе на выставке в Риме, а выставить отдельно? Надо ее застраховать. Нужно ли раму и подрамок посылать? Картина свернута на вал и в ящике.
Напишите поскорее, пошлю большой скоростью, числа 10 декабря или даже раньше, 8-го, накладным платежом.
Да, чего ей лежать-то в Историческом музее! Пусть прокатится Степа по Европе.
Любящий Вас В.Суриков.
Мой поклон графине и Ивану Ивановичу.
Д.И.Толстому. Москва, 12 декабря 1910
Многоуважаемый и дорогой граф Дмитрий Иванович!
Вчера я послал свою картину «Степан Разин», раму и подрамок. За перевоз я заплатил до Петербурга. Картину я совершенно закончил и в тоне и в форме. Думаю, что нужно на выставке в Риме дать небольшое объяснение этого исторического сюжета. А то ведь иностранцы совершенно не знакомы с нашей историей.
Напишите мне, что, находите ли Вы нужным это объяснение? Картина хорошо укупорена, так как, я думаю, в Академии надобности не будет ее развертывать. Картина знакома ей.
Жму Вашу руку и мой поклон графине.
Уважающий Вас В.Суриков
Картина отправлена с пассажирским поездом и будет в Петербурге утром 12 декабря, а рама вечером того же дня.
|