1913
Редактору газеты «Русское слово». Москва, 17 марта 1913
Многоуважаемый г. редактор!
Позвольте мне чрез посредство Вашей газеты выразить искреннее сочувствие проекту постройки нового помещения на Девичьем поле для Третьяковской картинной галереи. Мы, художники, должны быть рады, что наши произведения будут удалены из невозможных окружающих галерею условий. И чем скорее эта идея осуществится, то тем лучше.
Я знаю, что в находящейся в Замоскворечье известной частной галерее П.И.Харитоненко двор весь засыпается углем от окружающих ее фабрик. Так что владельцу приходится все картины спасать под стекло, что и это, он говорит, не спасает. А Третьяковская галерея находится не в лучшем положении.
В.Суриков
В.А.Беклемишеву. Москва, 31 марта 1913
Многоуважаемый Владимир Александрович!
Картина «Посещение царевной женского монастыря» принадлежит одному банкиру в Петербурге. Если он согласится дать ее на выставку в Мюнхен, то я ничего против этого не имею. Нужно справиться от Бычкова, заведующего Союза русских художников на выставке.
Ваш В.Суриков
Н.Ф.Матвеевой. Алупка, 9 июня 1913
Мы уже в Крыму. Когда же Вы, Наталья Флоровна, переселитесь из земли Халдейской в землю Ханаанскую? Напишите. Мы июнь пробудем здесь.
Ваш В.Суриков
Адрес: Алупка, дача генерала Липицкого.
Н.Ф.Матвеевой. Алупка, 18 июня 1913
Дорогая Наталия Флоровна!
Я получил Ваше письмо и спросил, где Вы можете предаваться музыке. Хозяйка нашей дачи сказала, что в клубе здесь можно играть по часам за плату в 50 коп. час. Узнаю еще что-нибудь в этом роде. Приезжайте-ка скорее.
Лена Вам кланяется, и я тоже.
Ваш В.Суриков
Открытое письмо попечителю Третьяковской галереи. Москва, 17 сентября 1913
Так много говорят о преобразованиях в Третьяковской галерее, что, я думаю, и мне нелишне будет сказать несколько слов. Многие нападают на эти преобразования, но совершенно напрасно. Что картинам нужно? Свет! И вот этого, благодаря усилиям и трудам администрации галереи, вполне удалось достигнуть. Какая дивная огромная зала получилась с вещами Репина! Их только теперь можно и видеть в настоящем виде. Этюды Иванова к «Явлению Христа народу» стали особенно яркими и колоритными от света. Перовский «Никита Пустосвят» выиграл от перемещения в другую комнату. Вещи В.Маковского, картины Крамского тоже освещены в громадной зале. Но по эффекту лучше всех брюлловская зала. Она напоминает парижский Лувр. Ничто теперь не мешает смотреть. Перегородки убраны, многие картины старых русских мастеров, запрятанные под потолок и в углы, совершенно мне были неизвестны, и теперь для меня новость и доставляют наслаждение, поставленные на свет.
Не сомневаюсь, что и остальные вещи также будут удачно размещены колоссальный труд еще не закончен. Покойному П.М.Третьякову просто некогда было заниматься систематическим размещением картин. Ему важно было одно: чтобы нужные для галереи картины не ушли мимо. И при жизни он не считал дела законченным. При этом он всегда шел навстречу желаниям художников. Мне случилось как-то говорить с ним о том, что картину мою «Боярыня Морозова» ниоткуда не видно хорошо. Тогда он сказал: «Нужно об этом подумать». И вот подумали. Расширили дверь комнаты, где помещена картина, и мне администрация галереи показала ее с такого расстояния и в таком свете, о которых я мечтал целых двадцать пять лет. И если по каким-либо непредвиденным обстоятельствам дверь опять заделают кирпичами, то об этом можно будет только пожалеть. Вообще до предполагаемой постройки новой Третьяковской картинной галереи все эти временные улучшения вполне целесообразны и необходимы.
В.Суриков
Я.Д.Минченкову. Москва, 16 декабря 1913
Многоуважаемый Яков Данилович!
Вчера днем звонила по телефону г-жа Смирнова, как передал мне слуга. Я не знаю, может быть, это жена того Смирнова, о котором Вы мне говорили. Но у меня был доктор, выслушивал меня, и я не мог подойти на ее зов к телефону.
Может быть, Вы знаете ее адрес, то передайте ей это. Ответьте мне с этим посыльным, пожалуйста. А тол может быть, это и не та Смирнова.
Мой Вашей супруге поклон.
Ваш В.Суриков
P.S. У Вас в субботу не мог быть. Не выхожу из дома.
|