В.А.Никольскому. Москва, 21 декабря 1909
Очень рад был получить Ваше письмо, которое напомнило мне о прошлом. Относительно Вашего желания, чтобы я дал Вам какие-нибудь сведения о моей жизни. Она была очень сложна, и говорить о ней долго будет, да я и не люблю о себе говорить. Но все-таки я дам Вам некоторые указания.
Я родился в г. Красноярске в 1848 году. Учился в гимназии и в 1870 году поступил в Академию, где и кончил научное и художественное образование.
Род мой казачий, очень древний. Уже в конце XVII столетия упоминается наше имя (история Красноярского бунта в 1695 году), и до середины XIX столетия были простые казаки, а с 30-х годов прошлого столетия был один атаман и многие сотники и есаулы.
В 1879 году я приехал в Москву и стал работать над исторической живописью. Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства; она же дала мне дух, и силу, и здоровье.
Картины мои Вы, наверное, все знаете и где они помещены.
«Разин» мною еще не окончен, и потому фотографии с него я не снимаю.
У частных лиц имеются только мои этюды к картинам.
Портрет, который Вы у меня просили для издания, я посылаю Вам самый удачный, и его, если понадобится, Вы и поместите. Другого я не желал бы. Он последний снимок с меня К.А.Фишер. Репинский портрет с меня слишком молод, и в нем моего духа нет.
Ну, будьте здоровы.
Ваш В.Суриков
В.А.Никольскому. Москва, 28 декабря 1909
Многоуважаемый Виктор Александрович!
На письмо Ваше я отвечаю, что я не принял предложения Академий ехать на 3 года за границу, а вместо этого я взял заказ написать «Вселенские соборы» в храме Спасителя. И отлично сделал. Приехавши в Москву, попал в центр русской народной жизни, - я сразу стал на свой путь. Относительно «Разина» скажу, что я над той же картиной работаю, усиливаю тип Разина. Я ездил в Сибирь, на родину, и там нашел осуществление мечты о нем.
Благодарю Вас за присылку Ваших работ, я только начал их читать. Нету пера - пишу кистью.
Ваш В.Суриков
1910
В.А.Никольскому. Москва, 7 января 1910
Многоуважаемый Виктор Александрович!
Я читаю Вашу «Разиновщину». Очень много верного. Хочу Вам сообщить: не читали Вы Красноярский бунт 1695 года? «Журнал Министерства юстиции» май или июнь 1901 года. Там и мои предки участвуют. Интересно для Вас по бытовым описаниям.
Жму Вашу руку В.Суриков
И.Е.Цветкову. Москва, 8 января 1910
Многоуважаемый Иван Евменьевич!
Будьте добры, разрешите моим хорошим знакомым А.Д.Добринскому и студенту Казанского университета Н.И.Торопыгину осмотреть Вашу галерею.
Крепко уважающий Вас В.Суриков
В.А.Никольскому. Москва, 11 января 1910
Многоуважаемый Виктор Александрович!
Рисунок вышлю на днях, а относительно портрета, который я Вам послал, то он, может быть такой же, Фишером лучший послан, в отпечатке. Напишите ему.
Были ли вы за границей, и если были, то когда? Меня смущает относительно заграницы картина «Из римского карнавала». - Я был три раза за границей и в одной из поездок написал картину «Из римского карнавала» в 1884 году.
В каком году была выставлена картина «Христос исцеляет слепого» и где она теперь? - Она была выставлена, кажется, в 1890 или 1891 году. Она у меня.
Когда появился на выставке «Переход Суворова через Альпы»? Справедливы ли уверения, что эта картина писана по заказу? - «Суворов» был выставлен в I899 году. Этот год совершенно случайно совпал со столетием пере, хода его через Альпы и никто мне этой картины не заказывал, да и «Ермака» тоже. Я никогда своих картин по заказу не писал, кроме храма Спасителя в Москве.
Кто был вашим профессором в Академии? - Шамшин, Виллевальд, Чистяков, Бруни, Иордан, Вениг Нефф, а в Красноярской гимназии - учитель Николай Васильевич Гребнев. Он в юности моей горячо желал, чтобы я шел дальше и ехал в Академию. Слух обо мне дошел до известного Сибирского золотопромышленника П.И.Кузнецова, который и помог мне добраться до Академии.
|