на главную         
Василий Суриков
Суриков Биография Картины Эскизы   Рисунки Хроно   Музеи М.Нестеров Гостевая
Статья Бенуа  Рогинская  Пикулева  Маковский  Островский  Н.Шер  Г.Чурак Ф.Волынский  Арт-сайты
Воспоминания  Волошин  Глаголь  Минченков  А.И.Суриков  Тепин  Репин Кончаловская  Ченцова

Глава из книги Надежды Шер. Василий Иванович Суриков

» Первая
» Вторая
» Третья
» Четвертая
» Пятая
» Шестая
» Седьмая
» Восьмая
» Девятая
» Десятая
» Одиннадцатая
» Двенадцатая
» Тринадцатая
» Четырнадцатая
» Пятнадцатая
» Шестнадцатая
» Семнадцатая
» Восемнадцатая
» Девятнадцатая
   
  
Автопортрет
Передвижники радовались - появился новый большой художник. Его картина будет гордостью выставки. На общем собрании передвижников перед открытием выставки решено было предложить Сурикову вступить в товарищество. Девятая выставка была блестящей. Кроме суриковских «Стрельцов», там были представлены картина Репина «Вечорниш», его портрете писателя Писемского, композитора Мусоргского; портреты, написанные Крамским; - «Аленушка» Васнецова; пейзажи Поленова, Шишкина - «У литовского замка» Ярошенко и еще много других картин.
Как обычно, на открытии выставки 1 марта 1881 года было много народу. У картины Сурикова все время стояла толпа. Изумлялись, восхищались, расспрашивали о художнике, предсказывали ему блестящую будущность. Но были и такие зрители, которые не сумели сразу понять и оценить эту необыкновенную картину. А по залам выставки уже ползли слухи: убит царь. Революционеры бросили бомбу под карету царя... В тот же день начались обыски, аресты. Говорили о том, что картина Сурикова будет снята с выставки, что своей картиной он призывает к бунту против царя...
Но картина осталась на выставке, а потом переехала в картинную галерею Третьякова.

4

Первая большая картина Сурикова, которой отдал он так много душевных сил, с которой прожил несколько лет, была окончена. Почти тотчас после «Стрельцов» создает он первый эскиз - очень далекий от окончательного решения - огромной, многофигурной картины, посвященной раскольнице-бунтовщице, боярыне Федосии Прокопьевне Морозовой. И в том же 1881 году начинает картину «Меншиков в Березове». Алексашка Меншиков - сын придворного конюха, смелый, дерзкий, хитрый мальчишка, который торговал на московских улицах пирогами,- стал сподвижником Петра. Умный, властолюбивый, человек блестящих способностей, талантливый военачальник и государственный деятель, он всегда с Петром - на корабельной верфи, в походах, в сражениях, на ассамблее, за границей, на приеме послов. «Мин херц» - мое сердце - так называет Меншикова царь, хоть частенько и наказывает его собственноручно своей знаменитой дубинкой за казнокрадство, взяточничество и другие проступки.
После смерти Петра, при Екатерине I, светлейший князь Меншиков становится некоронованным правителем России. Екатерина I царствовала два года. Перед смертью в своем завещании она писала: «...Приказываем... главнейшим нашим вельможам содействовать к обручению императора (Петра II) с одной из дочерей князя Меншикова и, коль скоро достигнут они совершеннолетия, к сочетанию их браком». Императору Петру II было тогда двенадцать лет. Меншиков становится его опекуном и перевозит в свой великолепный дворец. Пышно, торжественно, при громе пушек празднуется обручение царя со старшей дочерью Меншикова - Марией. Проходит несколько месяцев. Меншиков, упоенный властью, чувствует себя неограниченным владыкой. Но не дремлют враги его - они тайно переманивают Петра на свою сторону. По приказу, подписанному мальчиком-императором, Меншикова арестовывают и отправляют в ссылку в Сибирь, в таежную глушь, в село Березов. И вот об этом человеке с такой головокружительной судьбой и начал писать картину Суриков.
Летом 1881 года Суриков с семьей жил под Москвой, в Перерве. Лето было дождливое. Изба тесная. Потолок низкий. И все ему думалось: кто вот так в низкой избе сидел? Поехал он раз в Москву за холстами. Шел по Красной площади «и вдруг, - рассказывал Суриков, - Меншиков; сразу всю картину увидел. Весь узел композиции. Я и о покупках забыл. Сейчас кинулся назад в Перерву». Был вечер. Суриков подошел к даче, вошел в сени, отворил дверь и замер от удивления. Посреди комнаты, прямо против окна у столика, сидела жена, у ее ног, кутаясь в шубку, дочь, а напротив за столом знакомая девушка что-то читала вслух. Неуловимой искоркой мелькнула догадка - да ведь вот так Меншиков сидел! И окошко маленькое, и божница в углу. В тот же вечер он сделал первый набросок будущей картины. Потом ездил в бывшее имение Меншикова, там нашел портреты двух его дочерей и сына, сделал с них акварельные зарисовки. Там же нашлась прекрасная скульптура Меншикова. Знакомый художник вылепил копию со скульптурного портрета, а в Москве отлили форму из гипса. С этой скульптуры Суриков сделал несколько зарисовок профиля Меншикова. Он представлял себе его почти таким и раньше. Он говорил, что когда задумал картину, то образ Меншикова сразу представился ему «живым, во всех деталях». Ведь когда он писал «Стрельцов», читал о петровском времени, «расспрашивал» памятники, то почти всегда рядом с Петром был его первый друг и помощник Александр Данилович Меншиков. Но где найти человека, похожего на Меншикова? Много дней ходил Суриков по улицам, бульварам, вглядываясь в лица людей. Все - не то... Однажды шел по Пречистенскому бульвару, видит - Меншиков. «Я за ним: квартиру запомнить, - вспоминал Суриков. - Учителем был математики Первой гимназии. В отставке. В первый раз и не пустил меня совсем. А во второй раз пустил. Позволил рисовать. На антресолях у него писал. В халате, перстень у него на руке, небритый - совсем Меншиков. - «Кого вы с меня писать будете?» - спрашивает. - Думаю: еше обидится - говорю: «Суворова с вас рисовать буду». Для старшей дочери Меншикова у Сурикова была уже акварельная зарисовка ее портрета, но писал он ее в основном со своей жены.


следующая страница »

Рекламный блок наших партнеров:
• 

"А как любил Суриков жизнь! Ту жизнь, которая обогащала его картины. Исторические темы, им выбираемые, были часто лишь "ярлыком", "названием", так сказать, его картин, а подлинное содержание их было то, что видел, пережил, чем был поражен когда-то ум,, сердце, глаз внутренний и внешний Сурикова, и тогда он в своих изображениях - назывались ли они картинами, этюдами или портретами - достигал своего "максимума", когда этому максимуму соответствовала сила, острота, глубина восприятия."


Суриков


Василий Суриков, artsurikov.ru © 1848-2014. Все права защищены. Пишите письма: mail (собака) artsurikov.ru
Копирование или использование материалов - только с письменного разрешения Василия Сурикова


Rambler's Top100