на главную         
Василий Суриков
Суриков Биография Картины Эскизы   Рисунки Хроно   Музеи М.Нестеров Гостевая
Статья Бенуа  Рогинская  Пикулева  Маковский  Островский  Н.Шер  Г.Чурак Ф.Волынский  Арт-сайты
Воспоминания  Волошин  Глаголь  Минченков  А.И.Суриков  Тепин  Репин Кончаловская  Ченцова
Василий Суриков. Галерея живописи, эскизы к картинам

Суриков очень ценил свою творческую свободу. Много раз предлагали ему преподавательскую работу в Академии, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, но он всегда отказывался. На этой почве у Сурикова даже произошло охлаждение отношений с Репиным. Рассказывает сам Суриков: "Репин стоит предо мной и просит меня на работу в Академию. Мне это было смешно и досадно. Я и говорю ему: "На колени!". Представьте себе, стал на колени. Я расхохотался и сказал ему: "Не пойду!"" Не было у Сурикова и постоянного дружеского круга. Он не чуждался общения с людьми, не был как-то особенно суров или угрюм, просто ему это не было особенно нужно. Время от времени он сближался с Репиным, Михаилом Нестеровым, другими художниками, некоторое время дружил со Львом Толстым, но главным для него были его работа, картина, которую он писал, его семья и близкие. С ними он был всегда добрым, нежным, внимательным. Дочь Павла Третьякова, Вера Зилоти, вспоминала о Сурикове: "Умный-умный, со скрытой тонкой сибирской хитростью, он был неуклюжим молодым медведем, могущим быть и страшным и невероятно нежным. Минутами он бывал просто обворожительным". Значение Сурикова как живописца, как художника также очень велико, так как он рядом с Репиным еще в 80-х годах выступил против запуганного раболепства перед школой. То, что сделали во Франции импрессионисты с Дега и Моне во главе — уничтожение академических тисков, то же самое сделали у нас Репин, отчасти Куинджи и главным образом Суриков. Его лихорадочно, страстно, грубо и грязно, но сплошь вдохновенно написанные картины хотя и пугали нашу привыкшую к благоприличию публику, зато действовали на художников бодрящим, зажигающим образом. Мне помнится, в академическом «композиционном» классе висел среди всякой невозможной скуки и мертвечины венигов, солнцевых, плешановых один эскиз Сурикова — «Падение Вавилона». Это юношеское произведение Сурикова, правда, сильно смахивает на французские исторические «машины», но от него все же получается приятное впечатление, до того бойко и весело оно написано, до того непринужденно, бесцеремонно, поистине «художественно» оно задумано. Среди чопорного молчания этой залы пестрые, весело набросанные краски эскиза Сурикова звучали как здоровый, приятный, бодрящий смех. Академические юноши, толпившиеся здесь перед вечерними классами и с завистью изучавшие штриховку Венига, округлые фигуры и фееричный свет Семирадского, искренно любовались и наслаждались одним Суриковым, впрочем, для проформы констатируя дурной рисунок и небрежность мазни этого эскиза. Так же точно знаменитые картины Сурикова, появляясь среди нудно выписанных, аккуратных передвижнических картин, казались дерзкими, буйными, прямо неприличными, но зато до какой степени более художественными, жизненными, нежели все остальное!

   
» Первая
» Вторая
» Третья

альпы

Переход Суворова через Альпы. Эскиз композиции. Бумага, акварель, тушь, перо, графитный карандаш. 1898
переход суворова

Переход Суворова через Альпы в 1799 году. Эскиз композиции. 1899
солдат

Солдат с барабаном. Этюд для картины Переход Суворова через Альпы. 1898
gun soldier

Солдат с ружьем. Этюд для картины Переход Суворова через Альпы. 1898
горы

Снежные горы. Этюд для картины Переход Суворова через Альпы. 1897
running soldier

Старый солдат, спускающийся по склону снежной горы. Этюд для картины Переход Суворова через Альпы. 1898
солдат

Солдат, спускающийся по склону снежной горы. 1898
старик

Голова крестящегося солдата. Этюд для картины Переход Суворова через Альпы. 1897
солдат

Голова солдата-барабанщика. Этюд для картины Переход Суворова через Альпы. 1898
soldier face

Солдат. Этюд.
1898
soldier

Казак с ружьем. Этюд. 1893
зима

Сквер перед Музеем изящных искусств в Москве. 1910-е
зима

Зубовский бульвар зимой. 1880-1882
сестры

Портреты Меншиковых. Этюд для картины Меншиков в Березове. 1882
в алупке

В Алупке. Бумага, акварель
1913
портрет

Голова девушки Этюд для фигуры старшей дочери А.Д.Меншикова, написанный с жены художника Е.А.Суриковой.
степан разин

Степан Разин. Эскиз композиции.
Около 1903
лодка

Степан Разин. Эскиз композиции.
Около 1903
ольга

Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря.
1915
boy

Портрет А.С.Матвеева в детстве. 1881
gerl

Портрет О.В.Суриковой. 1880-е
дорога

Дорога в Хотьково.
1884
лампада

Лампада. Этюд для картины Меншиков в Березове. 1881-1882
хакас

Голова хакаса. Этюд.
1893


Рисунки »

Рекламный блок наших партнеров:
•  Пробковый стенд 120х90 см с деревянной рамкой
•  Стенд антитеррористической безопасности - купить стенд.

"Значение Сурикова если и громадно для всего русского художества в целом, то не отдельно для кого-либо из художников. Учеников и последователей он не имел, да и не мог иметь, так как то очень нужное, чему можно было выучиться из его картин, не укладывалось в какие-либо рамки и теории. Его картины действовали непосредственно на всех, но ни на кого в отдельности... Суриков не имел и не мог иметь последователей, как не имели их Рембрандт, Веласкес, Вермеер, Левитан, Врубель и другие великие мастера."


Суриков


Василий Суриков, artsurikov.ru © 1848-2014. Все права защищены. Пишите письма: mail (собака) artsurikov.ru
Копирование или использование материалов - только с письменного разрешения Василия Сурикова


Rambler's Top100